Дыхательные упражнения используются при аденоидах у детей в двух случаях: в составе консервативного лечения заболевания и после хирургического вмешательства для восстановления носового дыхания и предотвращения рецидивов.
Эффективность такого метода зависит не только от выраженности гипертрофии глоточной миндалины, но еще и от таких факторов, как возраст ребенка, его желание и умение правильно выполнять упражнения, выбор методики дыхательной гимнастики, регулярность занятий.
Немаловажной для конечного результата является уверенность в пользе занятий, ведь эффективность любого способа лечения во многом определяется отношением к нему.
Поскольку аденоиды в большинстве случаев формируются в раннем возрасте, важно подобрать такую форму занятий, которая была бы доступна и интересна детям. Поэтому для лечения патологии применяются упражнения в игровой форме.
Для лучшего эффекта можно дополнить гимнастику детскими четверостишиями, музыкальным сопровождением. Выполнять упражнения лучше на свежем воздухе, в комнате с открытым окном или после проветривания помещения.
Многие исследователи давно заметили связь дыхания со здоровьем и общим состоянием организма, что привело к разработке большого количества оздоровительных дыхательных методик. У детей раннего и младшего школьного возраста часто обнаруживается нарушение носового дыхания, связанное с гипертрофией глоточной миндалины. Дыхание через рот становится причиной многочисленных нарушений в организме.
Аденоиды II–III степени могут не только ухудшить дыхание через нос, вызвать гнусавость голоса, но и привести к снижению слуха, рефлекторным нарушениям со стороны других органов. При этой патологии нередко беспокоят головные боли, слабость, энурез, снижение памяти, скорости мышления.
Для таких детей характерно аденоидное лицо – отмечается выражение вялости, апатичности, рот постоянно приоткрыт, сглажены носогубные складки. В ряде случаев из-за длительного нарушения дыхания меняется форма грудной клетки.
Положительные эффекты гимнастики
Одним из способов лечения является дыхательная гимнастика, помогающая восстановлению естественного механизма дыхания.
Длительная практика специальных упражнений нередко способствует уменьшению размеров аденоидов, снижению проявлений и последствий болезни, улучшению здоровья в целом.
Дыхательные упражнения вызывают следующий эффект:
- улучшение обменных процессов посредством влияния на все виды дыхания, в том числе тканевое;
- нормализация кровообращения и функционирования сердечно-сосудистой системы;
- восстановление центральной нервной регуляции функций организма, нарушенной из-за неправильного дыхания;
- рассасывание очагов воспаления, устранение застойных явлений в носоглотке и дыхательных путях;
- исправление деформаций лица, грудной клетки и позвоночника, образовавшихся из-за дефектов дыхания;
- повышение тонуса организма, общеукрепляющее действие, нормализация иммунной защиты;
- улучшение неврологического статуса, устранение психофизических нарушений развития ребенка.
В некоторых случаях консервативное лечение не дает эффекта. В такой ситуации операция является вынужденной мерой, позволяющей избежать серьезных осложнений, связанных с нарушенным носовым дыханием.
После аденотомии возможно развитие рецидивов. Кроме того, дети могут по привычке продолжать дышать через рот.
Поэтому спустя 2–3 недели после удаления гипертрофированной миндалины рекомендуется продолжить занятия гимнастикой.
к оглавлению ↑Противопоказания
Дыхательные упражнения практически не имеют ограничений для проведения. Но от них следует отказаться в таких ситуациях:
- при кровотечениях;
- в случае серьезной травмы;
- при повышении температуры выше 38 градусов;
- при наличии тяжелых болезней внутренних органов;
- из-за высокого внутричерепного давления.
Обычно проведение гимнастики для носового дыхания улучшает состояние ребенка и ведет к уменьшению аденоидов. Главное, не останавливаться на первых достигнутых результатах. Регулярные тренировки позволят избавиться от проблемы навсегда и станут залогом крепкого здоровья в будущем.
Популярные дыхательные методики
Одной из популярных оздоровительных систем является специальная дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой. Методика эффективно применяется при многих заболеваниях, в том числе и при наличии аденоидов. Она помогает при любой степени гипертрофии глоточной миндалины. Но при III степени увеличения аденоидов необходимы длительные и упорные занятия.
Трудность заключается, прежде всего, в возрасте пациентов. Проблема аденоидов наиболее актуальна в возрасте 4–6 лет. Занятия рекомендуется проводить дважды в день по 30 минут, в большинстве случаев под контролем взрослых. Поэтому при выраженной гипертрофии отсутствие эффекта через месяц занятий дыхательными упражнениями свидетельствует в пользу хирургического лечения.
Гимнастика по Стрельниковой принципиально отличается от привычной утренней гимнастики. Фаза вдоха в ней приходится не на момент раскрытия грудной клетки, а на момент сжатия. Пациенты должны делать короткие резкие вдохи через нос во время определенных движений, выдохи же согласно методике носят пассивный характер.
Упражнения делаются сериями, обычно по 8 активных вдохов в каждой. После каждой серии следует пауза для отдыха в течение 3–5 секунд.
Иной принцип лежит в основе дыхания по Бутейко. Соответственно методика имеет другую технику выполнения, которую рекомендуется осуществлять под руководством специалиста. В клиниках предлагаются специальные методики, которые могут быть использованы в раннем возрасте.
Согласно теории К. П. Бутейко, аденоиды являются защитной реакцией организма на хроническую гипервентиляцию легких. Автор и последователи метода считают, что после освоения ребенком правильного дыхания, удаления аденоидов удается избежать. В основе гимнастики по Бутейко лежит поверхностное дыхание, исключающее синдром гипервентиляции.
Дыхательные методики исчисляются десятками. Подобрать нужный комплекс поможет врач. Медицинский контроль нужен также для оценки результатов лечения и смены методики в случае неэффективности. Рекомендуется для начала разучить с ребенком несколько упражнений, а позднее вносить разнообразие в занятия, осваивая новые движения.
Важно не заставлять малыша делать гимнастику – его нужно заинтересовать, чтобы он воспринимал тренировки как увлекательную игру, но в то же время понимал пользу от их проведения.
Задача родителей — помочь ребенку освоить упражнения. После каждых нескольких минут тренировки нужно немного отдохнуть.
В зависимости от методики и состояния ребенка можно дополнить дыхательную гимнастику обычными физическими упражнениями в спокойном темпе.